Регуляция эмоциональных состояний

Управление стрессом

Регуляция эмоциональных состояний

Регуляция эмоциональных состояний

К несчастью, подавленные эмоции не умирают. Их заставили замолчать. И они изнутри продолжают влиять на человека
Зигмунд Фрейд

Регуляция эмоциональных состояний является одной из самых сложных задач в психологии. Существует множество подходов к изучению как процесса регуляции эмоций, так и психических механизмов, вызывающих стресс. В этой связи стоит обратить внимание на исследования Ф.Б. Березина, которые опираются на следующие принципы:

- адаптация происходит на всех уровнях человеческой системы, включая психический аспект;

- психическая адаптация представляет собой ключевой элемент общей адаптации человека, поскольку именно характеристики психической регуляции определяют природу всей адаптации.

Что подразумевается под адаптацией? Стресс возникает в ответ на необходимость организма приспособиться к новым условиям, что делает его неотъемлемой частью процесса адаптации.

Березин выделяет механизмы, способствующие успешной адаптации, среди которых особое внимание уделяется механизмам противодействия тревоге, включая различные формы психологической защиты и компенсации.

Психологическая защита представляет собой специализированную систему регуляции, направленную на снижение чувства тревоги, возникающего в результате осознания конфликтов, и на поддержание устойчивости личности. Главная цель психологической защиты заключается в охране сознания от негативных эмоций, которые могут угрожать психическому здоровью. В более обширном контексте термин "психологическая защита" используется для обозначения различных форм поведения, включая неадекватные, которые призваны снизить уровень дискомфорта.

Березин выделяет четыре категории психологической защиты:

1) предотвращающие осознание факторов угрозы, вызывающих тревогу;

2) позволяющие фиксировать тревогу;

3) уменьшающие уровень побуждений;

4) устраняющие тревогу.

Он также установил, что существует определенная иерархия типов психологической защиты. Если одна из форм защиты оказывается неэффективной в борьбе с беспокойством, активируется другой тип защиты. Березин подчеркнул, что нарушение механизмов психической адаптации или применение неадекватных защитных стратегий может привести к физическим проявлениям тревоги, например, к возникновению предболезненных состояний или полной утрате способности к адаптации. Это происходит потому, что тревога, как и любое другое эмоциональное состояние, связана с регуляцией организма через вегетативные и гуморальные системы. Когда индивид прибегает к неадекватной форме психологической защиты и сталкивается с гипертревогой, это всегда сопровождается повышенным уровнем напряжения по сравнению с обычным мотивационным состоянием. В таких ситуациях часто возникает фрустрация - состояние, при котором мотивационное поведение оказывается заблокированным.

Фрустрация представляет собой психическое состояние, возникающее у человека из-за объективно непреодолимых трудностей, возникающих при попытке достижения цели или решении задачи.

Существенные ситуации, вызывающие фрустрацию, часто связаны с разнообразными потребностями, которые не могут быть удовлетворены в определенных обстоятельствах. Потребность представляет собой состояние, возникающее у человека в результате желания чего-либо. Существует множество классификаций этих потребностей, при этом А. Маслоу утверждает, что они располагаются в определенной иерархии, высшими из которых являются социальные потребности.

Невозможность удовлетворить конкретную потребность может привести к психическому напряжению. Когда индивид сталкивается с несовместимыми задачами или конфликтом между различными потребностями, это напряжение может достигать критических уровней, вызывая состояние, препятствующее нормальному поведению, известному как фрустрация. Подобные ситуации зачастую характеризуются внутренним конфликтом, когда различные мотивы противоречат друг другу. Этот конфликт затрудняет формирование целостного поведения и увеличивает вероятность неудачной адаптации.

Эмоциональный стресс имеет непосредственную связь с ситуациями интрапсихического конфликта. Вероятность возникновения такого конфликта во многом определяется особенностями когнитивных процессов. Многочисленные исследования подчеркивают значимость когнитивных аспектов в формировании стресса; при этом расхождение между ними, известное как когнитивный диссонанс, способствует увеличению уровня напряженности. Чем больше это расхождение, тем выше степень напряженности, что, в свою очередь, может нарушить целостность поведенческих процессов.

Интеграция поведения представляет собой систему взаимосвязей между различными компонентами психической структуры личности, необходимую для успешной адаптации индивида. Основной задачей интеграции поведения является обеспечение согласованности между личностными мотивами и требованиями окружающей среды. Этот процесс осуществляется через формирование психологических структур, таких как установки, отношения и ролевые модели. Внутриличностные конфликты, возникающие из различий в ролевых функциях и личностных установках, могут вызывать дезорганизацию поведения и нарушение устоявшихся структур личности, таких как самоидентификация и самооценка. Дезорганизация поведения зачастую сопровождается негативным эмоциональным фоном, поскольку эмоции связаны с мотивацией и выполняют регуляторные функции. Интеграция эмоций в единую систему формирует характер эмоционального состояния.

Формирование интегрированного поведения является ключевым элементом процесса адаптации. Нарушения на различных уровнях интеграции поведения могут привести к ухудшению психической адаптации, увеличению фрустрации и соответствующим физиологическим изменениям. Наша способность к адаптации и устойчивость к стрессу зависят от уровня интеграции поведения, его целостности, осознанности и целенаправленности. Таким образом, порог фрустрации служит индикатором потенциальной стабильности психической адаптации и способности индивиду справляться с возникающим напряжением.

Одним из ключевых компонентов структуры личности, влияющих на уровень интеграции поведения и, следовательно, на весь процесс адаптации, является "я-концепция".

"Я-концепция" представляет собой относительно устойчивую систему представлений человека о себе, которая в разной степени осознается и влияет на его взаимодействие с окружающими и на самооценку. Из этого определения следует, что "я-концепция" формирует систему взаимоотношений индивида с самим собой и окружающим миром. Человек воспринимает информацию из внешней среды через призму этой системы и, в зависимости от того, соответствует ли она его целям и представляет ли угрозу или одобрение, формирует свое поведение. Не случайно "я-концепция" считается центральным элементом системы саморегуляции личности. Основой "я-концепции" служат самооценка и уровень амбиций, которые отражают общую направленность мотивационной сферы, нацеленную либо на достижение успеха (мотивация достижения), либо на избегание неудач (мотивация избегания). Исследования в области мотивации выявили взаимосвязь между типом мотивации и выбором поведенческих стратегий, а также особенностями адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. При доминировании мотивации достижения поведение характеризуется отсутствием выраженной тревоги, тогда как мотивация избегания неудач часто сопровождается проявлениями тревожности.

В контексте системы отношений личности следует отметить В.Н. Мясищева, основоположника концепции отношений личности. Он утверждал, что система отношений представляет собой ядро личности, формирующееся под воздействием восприятия окружающей действительности. Эта концепция широко используется в медицинской психологии, особенно в исследованиях и лечении неврозов.

Неврозы составляют группу нервно-психических расстройств, обусловленных психогенными факторами и возникающих в результате длительного или чрезмерного эмоционального стресса. Главной причиной невроза является нарушение системы регуляции эмоциональных реакций, возникающее из-за несоответствия между убеждениями и взглядами индивида и реальными обстоятельствами, что свидетельствует о наличии внутреннего конфликта.

Невроз, как психическое расстройство, сопровождается вегетативными симптомами, такими как мышечное напряжение, дрожь, нарушения сердечного ритма, тревога, подавленное настроение, головные боли и общая слабость. Эти вегетативные изменения развиваются постепенно, начиная с нарушений сна. Сон становится более поверхностным и прерывистым. Чувствительность к внешним раздражителям увеличивается, что приводит к тому, что звуки, свет и разговоры начинают вызывать чрезмерное раздражение, а даже обычные шумы могут стать невыносимыми. Повышенная чувствительность, с одной стороны, служит механизмом адаптации к нехватке информации, предоставляя дополнительные сигналы, которые могут быть полезны в сложившейся ситуации. С другой стороны, эта чувствительность делает человека более уязвимым к различным раздражителям, проявляясь в чрезмерной плаксивости, нетерпеливости и вспыльчивости, а также в виде болевых ощущений на фоне слабых внутренних сигналов, которые ранее не вызывали реакции.

Тем не менее, основным признаком невроза является конфликт. Он лежит в основе большинства неврозов и всегда сопровождается ярко выраженными эмоциями. Эти переживания могут быть разнообразными, включая чувство вины или осознание своих упущений, приведших к травмирующей ситуации. Важно подчеркнуть, что переживания становятся источником невроза лишь в том случае, если они имеют особое значение для человека.

Таким образом, большинство эмоциональных или интрапсихических конфликтов, приводящих к заболеваниям, имеют социальную природу. Например, человек может заболеть не из-за того, что стал жертвой несправедливости, а потому, что эта несправедливость (реальная или мнимая) подорвала его представления о справедливости и веру в добро и зло, а также в смысл человеческого существования.

Следовательно, можно сделать вывод, что эмоциональный стресс чаще всего связан с социальными факторами, что делает его важной частью процесса социальной адаптации личности. Существуют определенные характеристики, влияющие на успешность адаптации человека в различных условиях. Эти характеристики формируются на протяжении всей жизни и включают уровень нервно-психической устойчивости, самооценку, ощущение своей значимости для окружающих (социальная референтность), уровень конфликтности, опыт общения, морально-нравственную ориентацию и внимание к требованиям ближайшего окружения.

При тщательном рассмотрении все указанные характеристики оказались взаимосвязаны. Более того, они формируют единую интегральную характеристику, которую мы обозначили как личностный адаптационный потенциал. Эта характеристика рассматривается как системное свойство личности, отражающее её способность адаптироваться к условиям социальной среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем более сложным и жестким условиям социальной среды способен приспособиться человек.

Практические аспекты регулирования эмоциональных состояний.

Р.М. Грановская делит стратегии преодоления стрессовых ситуаций на три категории:

- изменение или устранение проблемы;

- снижение её остроты путём пересмотра своей перспективы;

- уменьшение её воздействия с помощью различных методов.

Ключевое значение для управления своим эмоциональным состоянием имеет осознание жизненных целей и их соответствие конкретным ценностям. Чем быстрее человек определит свои жизненные ценности и цели, тем выше вероятность избежать негативных последствий внезапного эмоционального напряжения. Это обусловлено тем, что, принимая важные жизненные решения, индивид в значительной степени предопределяет свои последующие действия, избавляясь от неопределенности и страхов. В условиях сложной ситуации он соотносит её значение с основными жизненными ориентирами, что способствует стабилизации его состояния.

Одним из основных методов снижения избыточного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности, способствующее формированию независимой мировоззренческой позиции.

Другой подход к регулированию эмоциональных состояний заключается в умении выбирать подходящее время для принятия решений или реализации задуманного. Как известно, экстремальные ситуации ведут к сужению сознания, что затрудняет ориентацию в окружающей действительности. Тревога и беспокойство изменяют стратегию поведения. В состоянии смятения индивид склонен избегать даже незначительного риска и испытывает страх перед направлениями, которые могут привести к ошибкам. В результате он стремится сопоставлять новую информацию с уже известными фактами. В таких ситуациях часто принимаются неверные решения. Поэтому важно развивать навыки выбора подходящего момента для реализации своих планов в сложных и эмоционально насыщенных условиях.

Другим способом снижения эмоционального напряжения является уменьшение мотивации. Например, можно временно отказаться от стремления к достижению цели или снизить уровень эмоционального стресса, сосредоточив внимание на технических аспектах задачи или тактических приемах, вместо акцента на важности результата.

Для достижения оптимального эмоционального состояния прежде всего необходимо адекватно оценить значимость происходящего события. На человека оказывает влияние не столько интенсивность и продолжительность событий, сколько их личная ценность. Когда событие рассматривается как критическое, даже малозначительный фактор способен вызвать дезадаптацию.

Эффективным способом борьбы с эмоциональным стрессом и напряжением является заранее разработка стратегий отступления. Наличие альтернативного поведения в определённых ситуациях способствует снижению уровня тревоги и повышает шансы на успешное решение задачи. Без такого резервного варианта человек может воспринимать возможные последствия неудачи с пессимизмом. В то же время наличие запасного плана упрощает принятие неудачи и помогает сохранить оптимистичный настрой. Таким образом, резервные стратегии снижают страх перед негативными исходами и создают благоприятные условия для решения задач.

Также следует помнить, что борьба с уже свершившимся фактом является бесполезной.


Вячеслав Б.

Сентябрь 14, 2024


Регуляция эмоциональных состояний