Искусство общения
Комплименты ничего не стоят тому, кто их говорит, но очень высоко ценятся тем, кому они адресованы
Комплимент (франц. compliment) представляет собой искусно выделенное положительное качество собеседника, особый вид похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; милые, приятные слова.
Комплимент является одним из наиболее эффективных средств общения как в личной, так и в деловой сфере. Этот стилистический прием делает высказывание более приятным для слушателя.
Искренний комплимент приносит радость адресату и способствует повышению его самооценки.
Комплимент способствует укреплению взаимопонимания между людьми и способен разрядить даже самую напряженную обстановку.
Человек легко принимает комплимент, даже если он идет от незнакомца, так как это может быть просто проявлением учтивости. При получении похвалы человек испытывает удовлетворение и удовлетворяет свою потребность в позитивных эмоциях. Эта потребность присуща каждому, однако часто остается недостаточно удовлетворенной.
Если комплимент заканчивается просьбой, то это не комплимент, это просьба
Правила комплимента
Правило № 1. Старайтесь быть искренними, когда делаете комплименты. Искреннее восхищение вашим партнером поможет избежать фальши. Лучший комплимент - это тот, в котором каждое слово отражает истину. Иначе риск получить негативную реакцию очень велик. Комплименты без оснований выглядят неискренне.
Искренность и доброжелательность должны прослеживаться не только в словах, но и в вашем голосе, мимике и взгляде. Комплименты лучше произносить уверенным, спокойным и дружелюбным тоном.
Правило № 2. Постарайтесь сделать комплимент как можно незаметнее. Незаметный комплимент проникает глубже в сознание, ведь он не вызывает сопротивления со стороны нашей недоверчивости.
Указывайте на прекрасные качества вашего собеседника. Для того чтобы комплимент был ненавязчивым, можно намекнуть на него нежно и деликатно, оставив пространство для фантазии адресата.
Правило № 3. Оставьте возможность приятного домысливания. Важно, чтобы комплимент оставался незамеченным, позволяя человеку самостоятельно додумать его смысл и порадоваться внутренне.
Комплименты, которые оставляют возможность для тонкого домысла, всегда принимаются особенно благосклонно. Ведь всякий человек верит более всего самому себе, своим выводам: "Доводы, до которых человек додумался сам, убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим" (Б. Паскаль).
Правило № 4. Подчеркните важные факты. Для того чтобы комплимент был искренне воспринят, важно включить в него информацию, которая имеет значение для адресата. Используя подобные факты, можно дать оценку, которая раскроет человека с лучшей стороны.
Если возникают сомнения относительно того, что адресат поймет, о каких именно фактах идет речь, лучше всего напомнить о них и лишь затем их обыграть.
Отсутствие основы делает комплимент неубедительным и может вызвать восприятие лести. Комплимент должен быть искренним и соответствовать контексту полностью.
Правило № 5. Будьте кратки, конкретны, избегайте двусмысленностей и неопределенности. Комплимент должен быть как можно более кратким, состоять из одной-двух фраз (а еще лучше – из двух-трех слов, вставленных между строк), но ярких и информативных, содержать одну-две мысли, сравнения. Быть простым по конструкции, заведомо понятным.
Правило № 6. Проявите эмпатию. Эмпатия – это эмоциональная реакция на переживания другого человека. Проявив сочувствие к партнеру, вы сможете понять, что ему приятно услышать.
Есть вещи, которые понравятся каждому. Все хотят хорошо выглядеть (особенно женщины), добиваться успеха, быть уважаемыми, известными, любимыми; иметь хорошую семью, умных, здоровых детей и т.д. Соответствующая информация может стать подлинным основанием для комплимента. Общение с человеком дает больше информации о его потребностях, интересах и вкусах. И чем более личный комплимент, тем он ценнее, поскольку учитывает приоритеты человека.
Правило № 7. Сделайте антикомплимент себе. Наиболее эффективным получается комплимент на фоне антикомплимента себе. Данный метод делает более ощутимым, если, возвышая другого, мы дополнительно признаемся в собственном неуспехе.
Глубочайшим свойством человеческой природы является страстное стремление людей быть оцененными по достоинству
Комплимент как психологическое воздействие
Любой комплимент оказывает психологическое воздействие. Психологическое воздействие – это "проникновение" одного человека или группы людей в психику другого человека (или группы людей).
Цель и результат такого "проникновения" - изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (установок, отношений, мотиваций, установок, состояний и т.д.).
Комплимент представляет собой воспринимаемый психологический эффект. При этом 7 правил комплимента формируют блоки модели психологического воздействия, осуществляемого комплиментом.
Модель осознаваемого психологического воздействия
Блок "Сбор информации об адресате" соответствует правилу № 4, создавая фактическую основу комплимента. Чем больше получено информации, тем легче найти то, что может вызывать восхищение инициатора адресатом. А это способствует искренности комплимента (правило № 1). Выполнение правила эмпатии (правило № 6) также увеличивает объем информации об адресате воздействия. Полученная информация помогает как выбрать предмет комплимента, так и (при желании) построить его автору антикомплимент себе (правило № 7).
Эффективности блока "Вовлечение в контакт" в модели комплимента способствуют правила искренности, краткости и проявлении эмпатии (№ 1, 5, 7).
Неотразимые комплименты осуществляют скрытое воздействие. А одной из функций блока "Вовлечение в контакт" как раз и является отвлечение адресата от истинной цели воздействия, что в данном случае способствует незаметности комплимента (правило № 2).
В блоке "Фоновые факторы" присутствуют пять правил комплимента (искренность, незаметность, фактическая основа, краткость и антикомплимент), которые создают благоприятный фон для восприятия комплимента.
Блок "Мишени воздействия" в модели комплимента представлен потребностями адресата в положительных эмоциях, в уважении и признании. Он обеспечивается правилами эмпатии и фактической основы.
В свою очередь, именно более полное удовлетворение этих потребностей реализуется правилом домысливания.
Блок "Побуждение к активности" в модели комплимента означает его принятие адресатом. Оно обеспечивается правилами, вызывающими доверие адресата к комплименту (искренность, незаметность комплимента), а также домысливанием и фактической основой.
Использование правил убеждения создает наилучшие условия для восприятия комплимента, а тот способствует цели убеждения.
Я честный человек и никогда не говорю комплиментов…
Вместо вывода:
Комплименты удовлетворяют психологические потребности человека и искусно манипулируют его внутренними механизмами.
Правила комплимента позволяют автору тонко управлять адресатом. Отправитель стремится скрыть свои истинные намерения, представляя комплимент как нечто естественное. Благодаря правилу недвусмысленности, адресат воспринимает комплимент как факт, а не как похвалу.
Использование правила намека также способствует скрытому воздействию: адресат приходит к выводу, который задумывал отправитель (автор комплимента).
Комплимент может быть сделан как с искренним, так и с манипулятивным намерением. Подняв настроение собеседнику, инициатор может оставить это на этом (искреннее скрытое управление), либо использовать благоприятное расположение собеседника к себе в своих личных интересах (манипуляция).
Если вы льстите женщине, необходима некоторая тонкость. Но с мужчиной это необязательно: он заранее верит каждому комплименту
Ветер
Июнь 13, 2024