Паттерны пограничных состояний

Психология влияния

Паттерны создания и поддержания проблемных, пограничных и психиатрических состояний

Паттерны создания и поддержания проблемных, пограничных и психиатрических состояний

Одним из направлений НЛП (нейролингвистическое программирование) является создание и поддержание проблемных, пограничных и психиатрических состояний объекта воздействия.

Приведу несколько примеров по данной тематике.

Аллергия - это когда хочется выйти на улицу, понюхать цветочки, съесть пару кило апельсинов, три плитки шоколада и почесать глаза… вилкой

1. Вызывание аллергии, фобий

Аллергия представляет собой необычную повышенную чувствительность к различным веществам, которые не вызывают болезненных реакций у большинства людей. Для определенных пациентов врагами могут стать домашняя пыль, пыльца растений, плесень, определенные виды пищевых продуктов и другие агенты, которые становятся аллергенами, вызывая аллергическую реакцию. Примерно треть населения планеты страдает от аллергии, причем за последние два десятилетия распространенность этого заболевания увеличилась вдвое.

При эмоциональном аллергическом стрессе иммунная система реагирует не просто усиленно, а сверхактивно – фобически. Это объясняется тем, что такой стресс возникает лишь в ситуациях, которые индивидуально воспринимаются как чрезвычайно опасные для организма. Иммунная система, таким образом, выбирает и связывает этот стресс с одним из наиболее подходящих аллергенов, соответствующих данной опасной ситуации. В дальнейшем, даже при мельчайших признаках аллергена, иммунная система физиологически предупреждает организм о приближении угрозы сверхактивной аллергической реакцией.

Исследования психологов показали, что определенные эмоциональные состояния могут вызывать аллергические реакции у людей.

Доктор Майкл Леви (США) в 1985 году сравнил аллергию с фобией иммунной системы. Владимир и Светлана Янчиковы уточнили эту концепцию, предполагая, что интенсивные эмоции могут стимулировать иммунную систему, вызывая защитные реакции, аналогичные тем, что происходят при сильном испуге. В результате безвредное вещество из внешней среды, попавшее в организм во время такого переживания, может быть воспринято как опасное и вызвать аллергическую реакцию после маркировки иммунной системой. Эмоциональные впечатления сохраняются в памяти человека с уникальным сочетанием визуальных образов, звуков и чувств, как и другие события его жизни.

Янчиковы выдвинули еще одну гипотезу. Если конкретное сочетание образов, звуков и чувств становится ассоциированным с веществом из окружающей среды (например, с пыльцой березы), то у человека возникает аллергия на пыльцу. Если же это сочетание не ассоциируется с веществом, то возникает псевдоаллергия. В обоих случаях присутствует эмоциональный компонент (эмоаллерген).

Как формируется аллергия с точки зрения нейролингвистического программирования? Для успешного формирования аллергии у субъекта на первом этапе необходимо либо создать, либо активировать состояние беспомощности, отчаяния, когда человек не знал, что делать, какое решение принять, – и ввести аллерген. Аллерген наилучше вводить таким образом, чтобы он запомнился через все каналы восприятия. Например, хорошим аллергеном может быть апельсин или другие цитрусовые. Они привлекают ярким цветом, интенсивным и характерным запахом, стойкими кинестетическими и вкусовыми характеристиками. Таким образом, они могут стать отличным запоминающимся на бессознательном уровне якорем или триггером, который запускает процесс выученной беспомощности. Желательно, чтобы контекст также повторялся или был похож на тот первый раз, когда возникло это состояние. И тогда аллергия будет прогрессировать, а лекарства – всего лишь ненадолго гасить аллергические приступы.

В тревоге всегда есть частичка надежды, что всё обойдётся. В безысходности же нет ничего, кроме самой безысходности
Александра Маринина, Городской тариф

2. Встраивание тревожности

Преувеличение опасности является очевидным признаком тревоги. Человек в состоянии тревоги перестает ценить реальные достижения, поскольку сомневается в их устойчивости: что, если завтра все изменится? Возможно, что возникнут непредвиденные препятствия... В уме возникают ужасающие сценарии будущего, захватывающие человека своей детальностью и угрозой. Будущее важно, но неопределенно. Тревожное ощущение порождает катастрофические видения будущего, которые становятся основой для чувства страха. В попытке избежать страха человек пытается отвлечься, однако страх лишь нарастает, создавая замкнутый круг. Страх заставляет его избегать беспокойства, что лишь углубляет чувство тревоги, порождая вихрь беспокойства.

В такой момент дыхание нарушается, акцент смещается на вдох. Человек в состоянии тревоги начинает совершать бессмысленные действия, стремясь занять себя чем-то. Но поскольку ни одно из действий не приводит к снижению уровня беспокойства, человек переходит к другому. И так продолжается и продолжается…

В процессе также формируются стойкие синестезии – объединение восприятий из различных систем.

Уход в депрессию или тревожность облегчает манипуляции. Переведите человека в состояние тревоги и предложите решение, связанное с вами.

Основная идея заключается в том, чтобы не возвращаться к прошлому. Прошлое – это прошлое, его не изменить. Стоит думать о будущем, хотя оно полно неожиданностей, к которым лучше готовиться заранее: живите настоящим, чтобы быть готовыми к худшему, если оно случится. Вопрос "Мы что-то забыли?" способствует избеганию и усиливает влияние. Задержка фраз на вдохе усиливает физиологическое проявление тревоги. Важно подталкивать человека к действиям, хотя они не всегда напрямую решают проблему. Это хорошо, потому что вариантов много! Не забывайте использовать синестезии. Их создают в речи с помощью оборота "это значит".

Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься
Антон Павлович Чехов

3. Встраивание депрессии

У каждого из нас есть как светлые, так и темные периоды в жизни. Оптимистично настроенные люди отличаются от тех, кто склонен к депрессии, тем, какие моменты они выбирают для обобщения своего жизненного опыта. Важно, на что они фокусируют свое внимание, как они интерпретируют неудачи – как поражение или как возможность для роста. Препятствия возникают у всех, однако лишь те, у кого устоявшаяся тенденция к бессилию, поддаются депрессии.

Это специфический образ мышления, связанный с ассоциациями с негативными событиями прошлого, умением обобщать негативный опыт и формированием устойчивой ловушки: вспоминая о неприятностях, человек начинает ощущать бессилие и отчаяние, что влияет на его восприятие других жизненных ситуаций, которые теперь тоже рассматриваются через призму этих ощущений. Эти эмоции усиливаются с каждым новым примером, что формирует определенный образ жизненного опыта. Говоря языком НЛП, это аудиально-дигитальная кинестетическая замкнутость.

Человек, испытывая внутреннее беспокойство, задает себе вопрос, сколько это продлится, и стремится выбраться из этого состояния. После этого он анализирует свои чувства. Неудивительно, что его состояние ухудшается, что он подтверждает внутренним разговором. В случае неудачи в получении желаемой работы его обобщенная реакция может быть: "никто никогда не примет меня на работу" или "почему я всегда все делаю неправильно".

У счастливого человека приятные воспоминания кажутся реальными и очень важными. Для депрессивного реальным является неприятный опыт, который вызывает и физические ощущения - опущенные плечи, замедленная двигательная активность. Приятный опыт, напротив, кажется почти искусственным - он не вызывает реакции в теле. Такие люди по большей части видят и ощущают свои проблемы. Они уделяют мало внимания окружающим, так как погружены в свои внутренние образы, внутренние разговоры и неприятные ощущения. В таком состоянии человек может пропустить или пренебречь позитивные моменты. Даже обыденные радости, такие как вкусная еда или шутки, кажутся несущественными, когда вокруг столько примеров безысходности и беспомощности.

Эти устойчивые образы мышления сложно изменить, поскольку они сосредоточены на самом себе, и большинство людей считает, что изменить себя невозможно, что лишь усиливает чувство беспомощности. Когда же окружающие пытаются подбодрить их, это может восприниматься как дополнительное подтверждение, что все безнадежно. Это замкнутая рекурсивная система, и все, что добавляется в этот цикл, используется для ухудшения ситуации.

Чтобы встроить объекту воздействия депрессию, необходимо:

✔ соединить опыт в сложных ситуациях;

✔ связать человека с болью и отделить его от удовольствия;

✔ обратить внимание на прошлое;

✔ использовать аудиально-цифрово-кинестетическую петлю;

✔ кинестетическая остановка, замереть в одной позиции;

✔ отсутствие чувства контроля времени и контекста.

Ты никогда не знаешь, когда начнется твоя шизофрения
Ирвин Уэлш, Экстази

4. Развиваем шизофрению

Теорию шизофрении разработал уникальный антрополог по имени Грегори Бейтсон. Именно он впервые описал концепцию двойного послания, также известного как "двойная связка". Этот вид коммуникации считается одним из способов создания беспомощности. В свою очередь, для преодоления этого состояния люди могут прибегать к употреблению алкоголя, наркотиков, различным зависимостям или проявлениям психосоматики...

Суть двойного послания заключается в парадоксальном требовании, основанном на двух противоречивых сигналах. Например, такое требование: "Ты должен не подчиняться моим указаниям".

Основные характеристики структуры двойного послания:

1. В процессе коммуникации участвуют как минимум два участника (например, муж и жена, родитель и ребенок, начальник и подчиненный), при этом один из них играет роль "жертвы".

2. Повторяющийся образец (опыт). Шизофреногенный опыт не укладывается в рамки одного взаимодействия. Он повторяется и укрепляется в постоянной коммуникации между участниками.

3. Взаимодействие между сообщениями и их невербальными аспектами является ключевым в процессе коммуникации. Например, когда человек просит "Только не молчи, скажи что-нибудь", при этом демонстрируя стопорящий жест, происходит противоречие между вербальным и невербальным выражением.

4. Сложности могут возникнуть, когда человек не может или не желает завершить общение, будь то в семейных отношениях или из убеждения, что разрыв связи невозможен.

Люди в таких ситуациях могут испытывать затруднения в понимании, так как в процессе общения используются не только слова, но и метафоры, юмор и фантазии. Понимание и взаимодействие достигаются, когда обе стороны интерпретируют сообщения одинаково. Однако для человека со шизофренией это может быть проблематично, поскольку он может не распознать смысл речевых сообщений, испытывая трудности в их корректной интерпретации и передаче. Интересно, что Грегори Бейтсон первым предположил, что "несовпадение" возникает не из-за одного случайного психотравмирующего опыта в детстве, а из-за повторяющихся однотипных ситуаций. Шизофреногенное поведение можно рассматривать как способ адаптации человека к агрессивной социальной среде.

Это означает, что человек, который имеет значение для других, в течение длительного времени осуществляет общение на двух уровнях. Например, супруга постоянно дает негативную обратную связь на действия мужа, критикует его за любые поступки, но в то же время заботится о нем на невербальном уровне, готовит его, помогает одеваться и т.д. Или наоборот, слова выражают нежность, но невербально демонстрируется игнорирование или отторжение партнера. И если эта ситуация повторяется ежедневно, как человеку жить в постоянном состоянии дезадаптации? В таких случаях жертва двусмысленных сообщений выбирает одну из трех стратегий поведения. Первая стратегия заключается в том, что человек отдаляется, уходит в себя, в другую реальность, например, в мир книг, философии или интернета. Второй вариант заключается в том, что человек начинает искать скрытый смысл во всем, порой доводя свои размышления до абсурда. Третий сценарий включает в себя прибегание к алкоголю, наркотикам или другим веществам, которые позволяют спокойно воспринимать (или не воспринимать) двусмысленные сообщения.

В рамках теории Грегори Бейтсона были выявлены шизофреногенные паттерны, которые могут возникать в процессе общения и иногда приводить к застою в отношениях между супругами или в переговорах. Эти паттерны включают в себя следующие методы:

1. Установление значимых связей (симметричный раппорт, ролевой раппорт).

2. Повторяемость определенных действий (создание паттерна).

- Установление связи (когда человек заинтересован) - разрыв связи (отвлечение), а затем восстановление связи, как только внимание вернулось.

- Запрет на передачу информации (например, на смех - метасообщение отрицания: "Нет, не так...", на грусть - метасообщение радости - улыбка).

3. Противоречивые метасообщения:

"Говори чуть потише".

"Можешь говорить чуть быстрее?"

4. И, что самое важное, невозможность прерывания коммуникации.

Признаки, что шизофреногенный паттерн создан: истерический смех, агрессия, требование вступить в контакт.

Один из способов создания и поддержания шизофреногенных отношений заключается в применении следующего подхода к общению:

✔ в случае, если собеседник рассказывает что-то веселое и забавное, вы реагируете невербально и вербально, выражая свою серьезность по поводу этой темы;

✔ если ваш партнер делится интересной информацией, вы в ответ демонстрируете скучу и отсутствие интереса как словесно, так и невербально;

✔ когда разговор заходит о безопасных темах, вы показываете партнеру свои чувства страха и ужаса.

Иными словами, на каждое высказывание мы отвечаем собеседнику противоположным образом, как это описано в приведенных примерах. Важно помнить, что обратная связь приобретает дезинтегрированный характер только в случае, если она для человека неожиданна. Постепенно увеличивая частоту и длительность таких воздействий, человек привыкает к ним, и такая коммуникация перестает вызывать реакцию.

Для того чтобы создать паттерн, вы три-четыре раза его не слушаете, а потом послушали; еще три раза не слушаете, два послушали, и так далее. Все должно быть строго бессистемно.


Вячеслав Б.

Июль 4, 2024


Паттерны пограничных состояний